Какие условия для ребёнка-инвалида нужно создать в школе? И почему вместо занятий в классе его отправляют на надомное обучение? Как решить эту проблему? Об этом исполнительный директор Союза дефектологов России Георгий Крюков рассказал в эфире телеканала «ОТР».
Руководитель Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ Московской области, ведущий специалист учебно-научной лаборатории инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью МГОУ выступил экспертом в программе «От прав к возможностям».
Её ведущий — Олег Смолин – депутат Госдумы, первый зампред Комитета по науке и высшему образованию.
-В программе Олега Николаевича мы подняли очень важную тему псевдоинклюзии, — рассказал Георгий Валерьевич. – В чём её суть? Родители приводят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в ближайшую обычную школу. Ребёнка формально принимают, а условия для его обучения создать не могут. Вот и отправляют его на надомное обучение. По данным Всероссийской организации родителей детей-инвалидов, на надомное обучение переводятся около 40% детей с ОВЗ. Получается, что специалисты-дефектологи с ними не занимаются и никакой социализации и развития у детей, естественно, не происходит. Это большая проблема.
-Что, с Вашей точки зрения, нужно делать, чтобы решить эту проблему?
-Нужно создавать в каждой школе условия для обучения детей с ОВЗ, и к этому нельзя подходить формально! Обязательно наличие архитектурной среды внутри здания. Что такое безбарьерная среда? Это не просто пандусы – для ребёнка должны быть доступны все классы, этажи, актовый зал, кружки, медицинский кабинет. У ребёнка должна быть особая парта, компьютер со специальной аппаратурой! Но самое главное – педагог в школе должен быть подготовленным, чтобы понимать, в чём особенность ребёнка, по какой именно особой адаптированной программе с ним нужно заниматься. Сейчас МГОУ провёл переподготовку специалистов в области инклюзивного образования. Очень радует то, что около 70% выпускников факультета специальной педагогики и психологии приходят в школы и работают с детьми с ОВЗ. А, значит, повышается востребованность, престиж этой профессии! Обучение ребёнка с инвалидностью невозможно без совместного труда и педагогов, и родителей. Родители должны слушать специалистов и понимать, какой образовательный маршрут будет оптимален для их ребёнка: для кого-то это коррекционная школа, для кого – то инклюзивная форма обучения. В свою очередь педагоги должны создать все условия, чтобы ребенок мог получить образование в полном объёме.
Смотрите запись эфира с Георгием Крюковым и узнайте подробнее о возможностях обучения ребёнка с ОВЗ!