10 июня 2020 года на базе Института развития образования Липецкой области прошла всероссийская дискуссия «Эффективные практики в интересах детей с особыми потребностями» при поддержке Управления образования и науки Липецкой области.
Более 300 педагогов из 14 субъектов Российской Федерации приняли участие в обсуждении актуальных вопросов содержания образования детей с особыми образовательными потребностями. Работа экспертных площадок транслировалась в онлайн-режиме.
Всероссийская дискуссия стала площадкой для обмена мнениями по проблемам инклюзивного образования, создания условий для успешной интеграции в общество обучающихся с особыми потребностями, профессиональной готовности учителей и специалистов к деятельности в условиях развивающейся системы образования.
В приветственном слове заместитель начальника Управления образования и науки Липецкой области И.А. Полякова отметила, что ключевые направления, вынесенные на обсуждение, находятся в центре внимания федеральных и региональных органов государственной власти.
Выступление И.А. Поляковой (справа)
Ректор Института развития образования Липецкой области И.А. Шуйкова акцентировала внимание на необходимости обновления содержания специального и инклюзивного образования, создании специальных условий для обучающихся с особыми потребностями в школе.
На 4 дискуссионных площадках выступили 19 экспертов – учёных и практикующих специалистов из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа.
В выступлениях отмечалось, что российская система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью активно развивается и совершенствуется, тем самым предъявляя новые требования к подготовке специалистов к работе с детьми, имеющими особые потребности, организации процесса обучения и воспитания данной категории обучающихся.
Особое внимание было уделено обсуждению проблем создания инклюзивной образовательной среды, инклюзивной культуре как ключевому фактору развития современного образования, обсуждению профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования и построению социальных траекторий обучающихся с особыми потребностями.
Представители системы высшего образования и региональных институтов развития образования Москвы, Липецкой, Ярославской, Иркутской, Орловской областей, республики Татарстан обсудили проблемы подготовки высококвалифицированного педагога для работы с категорией «Особый ребёнок», готового осваивать и внедрять инновации, умеющего самостоятельно принимать решения, гибко адаптирующегося к изменяющимся условиям.
Проблемы создания оптимальных условий для гармоничного развития личности и профессиональной ориентации обучающихся с особыми потребностями обсуждались при участии представителей региональных общественных организаций помощи детям и их семьям из Москвы и Липецка.
Участники познакомились с уникальным опытом лучших российских школ по организации инклюзивного образования Москвы, Ярославской, Волгоградской, Липецкой областей.
В ходе мероприятия слушатели активно высказывали свою точку зрения по обсуждаемым проблемам и задавали вопросы спикерам дискуссии в чате.
Главный советник при ректорате Московского государственного областного университета, президент Ассоциации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области Г.В. Крюков в ходе дискуссии рассказал о проблемах и перспективах подготовки кадров для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, опыте Московской области и университета в сфере специального дефектологического образования.
Видеозапись мероприятия доступна по ссылке.
Информационные материалы, выступления и фотоматериалы конференции размещены на сайте Института развития образования Липецкой области.